Наскальная живопись пещер Сьесы (Arte Rupestre. Cuevas de Cieza)

Стены различных пещер и гротов горных массивов, находящихся на территории муниципалитета Сьесы, содержат рисунки, уносящие нас в историю края на 15 тысяч лет назад, в те времена, когда леса в этих краях были густыми, а охоту на зверей человек начинал чуть ли не от порога своего обиталища. Именно о таком положении вещей нам сегодня свидетельствуют пиктограммы, обнаруженные в пещерах Куэва де Хорхе (Сueva de Jorgе) и Куэва де лас Кабрас (Сueva de Las Cabras) – нанесенные красной краской силуэты животных, сосуществовавших с человеком периода Верхнего Палеолита.

Течение времени, в ходе которого человек постепенно осваивал новые хозяйственные отрасли, позволявшие и обязывавшие его уменьшать свою территориальную миграцию, заставляет его все лучше изучать местность, в которой он остается надолго. Эта эволюция тоже не остается без наскальных художественных комментариев в виде изображений, повествующих об охоте, танцах, битвах, найденных на стенах грота Абриго I де лос Грахос (Аbrigo I de Los Grajos), расположенного на горе Сьерра де Аской (Sierra de Ascoy).

Наступление эпохи Неолита принесло изменение не только в смену хозяйственных предпочтений человека, но и отразилось в наскальном искусстве. От стиля натурализма доисторические художники переходят к схематическому изображению фигур людей и животных, временами используя такие символы, которые современным ученым до сих пор не удалось расшифровать. Примером этому может служит изображение некоего идола, не известно в каких ритуалах использовавшееся, найденное в пещере Куэва-Сима де ла Серрета (Cueva-Sima de La Serretа) в Каньоне де лос Альмаденес (Cañón de los Almadenes).

Фото casaperlicadelaparra.wordpress.com

Два доисторических общества, дошедшие до нас через рисунки и фигуры, найденные на стенах пещер и гротов в окрестностях Сьесы, оставили современной цивилизации бесценный материал, позволяющий судить об его развитии. Наскальные рисунки и схематичное искусство древних художников, обнаруженные поблизости от Сьесы, занесены ЮНЕСКО в каталог нематериальных ценностей человечества.

Основываясь на пиктограммах, найденных в Каньоне де лос Альмаденес и ущелье Барранко де лос Грахос, ученые делают выводы о том, что люди периода Верхнего Палеолита отдавали преимущество в своей деятельности собирательству и охоте, благодаря изобилию животных, живших в лесах по соседству с пещерами.

Неолит, а также судя по рисункам и символике, характеризуется меньшей подвижностью населения, выделяя в качестве приоритетов хозяйствования скотоводство и земледелие.

Фото manuelfonsecaarquitecto.blogspot.com.es

По мнению некоторых испанских ученых, рисунки периода Палеолита  – первое, самое раннее графическое отражение  истории человека. Пиктограммы этого периода можно увидеть в пещерах Куэвас де Хорхе, Лас Кабрас и Эль Конхунто дель Арко (Еl Conjunto del Arcо).

Искусство позднего Палеолита – доисторическая графика Мурсии – соответствовало двум стилям. Первый из них – Натуралиста-Левантино (Naturalista-Levantino). Назван так за свою техническую специфику и натурализм в изображении предметов (термин «левантино» означает территориальную привязку к юго-востоку полуострова). В Сьесе такие «картинки» зафиксированы в гроте Абриго I де Лос Грахос горы Сьерра де Аской.

Второй стиль – схематический, распространен на большей части полуострова, по времени относится к VI al III тысячелетиям до н.э. Многочисленные примеры графики в этом стиле присутствуют в Каньоне де лос Альмаденес.

В Каньоне, кроме уже упоминавшейся Куэвы Серреты, пиктограммы найдены в четырех гротах, объединенных одним названием Лас Энредадерас (Las  Enredaderas), пещере Лабиринте – Куэва дель Лаберинто (Cueva del Laberinto), Пещере Ножей – Лос Кучильос I (Los Cuchillos I), Абриго де лос Румиес (Abrigo de Los Rumíes), Абриго де Лас Крусес, Abrigo de Las Cruces Куэва дель Пилар (Cueva del Pilar), Куэвас де Эль Пасо I II (Cuevas de El Paso I y II), Окедадес де Эль Греко I и II (Oquedades de El Greco I y II) и Эль Мьедо (El Miedo).

Наскальные изображения выполнены в различной технике, с применением разных инструментов. Ученые склоняются к тому, что некоторые из них нанесены подобием кисточек, сделанных их конского волоса или птичьего пуха, некоторые – кусочком угля. Есть также пиктограммы, нарисованные пальцем, смоченным краской, а также краской, продуваемой через соломинку – этакий прообраз современного аэрографа.

Доисторические наскальные изображения (Arte Rupestre Prehistórico) Сьесы  с 1985 года находятся под патронатом государства, будучи объявленными объектом культурного интереса национального значения. В 1998 году Комитет ЮНЕСКО по гуманитарным ценностям человечества на своем пленарном заседании в Киото (Япония) объявил о признании их нематериальным достоянием человечества.