Хатива (Játiva)

Хативу называют «долиной анклавов». Этот же город, по утверждениям испанских ученых, является первым местом в Европе, где начали производить бумагу (1144 год). Здесь же родился знаменитый испанский художник Хосе Рибера (José Rivera, 1591-1652), известный как «Эспаньолето» (Españoleto), творивший, в основном, в Италии под своим вторым именем. Его работы хранятся в Лувре (Париж), Музее Прадо (Мадрид) и Музее «Метрополитан» (Нью-Йорк). Хатива спорит с Гандией за право называться родиной папы Римского Александра VI, появившегося на свет в 1431 году. Каждый из городов приводит доказательства правоты своей версии. Читайте наш рассказ об этом удивительном городе!

Хáтива (исп. Játiva) — город в Испании, в автономном сообществе Валенсия, провинция Валенсия. Главный город района Ла Костера (La Costerа).  Население 29386 жителей (на 1 января 2009), 9% из них составляют иностранцы.

Хатива — один из немногих испанских городов, сохранивших дороманскую топонимику. Иберы — коренные жители полуострова — называли ее Саити (Saiti). Это имя развилось в латинское Саитаби (Saitabi) или Саетабис (Saetabis). Арабы преобразовали его в Медина Шáтеба, а на валенсийском диалекте оно приобрело форму Шатива и написание Xàtiva. В 1707 году король Филипп V (Felipe V) поменял городу имя на Сан Фелипе (San Felipe), а в 1811 году Кортесы Кадиса (Соrtes de Cádiz) восстановили название города в написании Xàtiva, но с произношением на манер официального языка страны — кастильского диалекта (castellanо, он же español) — Хатива. Позднее написание было приведено в соответствие с академическими правилами орфографии государственного (кастильского) языка Játiva, а в 1980 году вновь (на настоящий момент последний раз) официально изменилось, согласно Декрету Совета Валенсийской автономии от 7 января, на Xàtiva.

Муниципальные земли Хативы раскинулись между долинами рек Альбаида (Аlbaidа) и Каньолес (Сáñoles), в стратегически важном коридоре де Монтеса (de Моntesа). Территория Хативы, надо сказать, не является единой. Административно городу подчинены еще 26 «островков» его земель, находящихся в окружении «чужих» муниципалитетов. По количеству анклавов Хатива занимает, безусловное, первое место в Испании.

В рельефе Хативы просматривается, как минимум, четыре четко обозначенных уровня. В северной части возвышается гора Санта Анна (Santa Anna), продукт деятельности природы в триасовый геологический период. К югу от этой горы между Льоса де Ранес (Llosa de Ranes) и Хативой простирается почти плоская долина со средней высотой 80-100 метров над уровнем моря, сформированная из осадочных пород четвертичного периода. В направлении с запада на восток она тянется вдоль реки Каньолес и ущелья Барранко де Карниссерс (barranco de Carnissers), а с юга на север — вдоль реки Альбаида, водами которой орошаются плодоносные поля и плантации Хативы.

jat3

К востоку от Альбаиды расположилась гора Моле дель Пуйдж (mole del Puig), на вершине которой (312 метров) сохранились руины часовни Эрмита де Нуэстра Сеньора дель Пуйдж (Nuestra Señora del Puig). Дальше к югу долина вновь обрастает горами, стены которых почти вертикально поднимаются вверх и заканчиваются острыми пиками. Южнее этих гребней открывается долина Валье де Бискерт (Вisquert), окрашенная светлыми, почти белыми, тонами местной почвы, с преобладанием глины и песка. К югу от Бискерта поднимается горная цепь Серра Гросса (Serra Grossa), являя собой природную границу долины Валье де Альбаида (Valle de Albaidа).

Город прижался к подошве возвышенности, на которой был в свое время построен замок. Некоторые домики даже забрались на ее склоны, сбегающие к равнине, на которой и раскинулась основная часть Хативы.

Городское ядро первозданного поселения иберов находилось там, где сегодня стоит крепость Кастильо Менор (Castillo Menor). После завоевания земель римлянами, центр постепенно переехал в направлении равнины, заняв ныне пустующее место между современным городом и замком, вблизи церквей Святого Феликса (Сан Феликс — San Félix) и Святого Иосифа (Сан Хосе — San José). Остатки зданий характерного андалузского типа, найденные здесь, позволяют утверждать ученым, что в этом месте город существовал в романо-вестготскую эпоху. В период исламского средневековья поселение занимало уже практически всю ту территорию, что и сегодня. Среди тогдашних зданий особо выделялись Большая мечеть (mezquitа mayor), находившаяся там, где сегодня стоит христианская Колехиата (Сolegiata), и Альхама в Монтсанте (Montsant). Водоснабжение осуществлялось посредством специально прорытого канала Асекийя де ла Вилья (Аcequia de la Villa.).

Колехиата (Сolegiata, La Seu)

Колехиата (Сolegiata, La Seu)

После завоевания Хативы христианскими войсками ее урбанистический облик меняется. С конца XIII века, когда жители спускаются с предгорий вниз, туда, где вода бежит постоянно, а доступ с равнины проще, старое поселение постепенно превращается в альбакар (аlbacar) — большой загон для скота. Начиная с этого момента город живет в пределах им же воздвигнутых оборонительных стен, постепенно расширяясь до момента, пока не наступил экономический кризис и не состоялось выдворение арабов (начало XVII века), составлявших большинство населения.

В 1707 году город был разрушен в результате осады бурбонистов в ходе войны за испанское наследство, но достаточно быстро начал восстанавливаться. В течение XVIII века появились рыночная площадь (la plaza del Mercado) и целый ряд дворцов вдоль улиц Корретжерия (Corretgeria) и Монкада (Moncada). В 1822 появилось уличное освещение (использовались масляные фонари), а в ходе первой войны карлистов (1837-1847) последний раз в истории были укреплены стены.

jat2

Демографический застой XIX столетия не способствовал строительству новых жилых зданий, но зато были доведены до завершения другие важные проекты, среди которых: улицы Бахада де ла Эстасьон (bajada de la Estación) и Бахада дель Кармен (bajada del Carmen), новый выезд из города на Валенсию и урбанизация Аламеда (Alameda), появившаяся после сноса большой части защитной стены, которая по тем временам уже мало чем помогала в возможной обороне. Эти три оси обозначили направления расширения и развития города в начале ХХ века. Начавшийся в этот период рост численности населения обусловил заполнение пространства, имевшегося между железнодорожным вокзалом и средневековой частью Хативы, а затем и разрастание ее до улицы Калье де ла Рейна (calle de la Reina).

В 1934 году был скорректирован план расширения города, превратившись в документ, названный Планом упорядочивания линий жилого сектора (Plan de Alineaciones) в 1944 году. Этот проект регулировал соответствие увеличения числа жителей объему строительства жилых зданий, их местоположению и действовал до шестидесятых годов ХХ века. Продолжение позитивных тенденций в демографии привело к появлению в городе новых железнодорожных линий (две подземные и одна наземная). В 1995 году был обустроен съезд с транссредиземноморской автомагистрали А7 с новым мостом через Каньолес.

В экономическом плане современная Хатива характеризуется высоким уровнем развития сферы обслуживания, на долю которой приходится 63 процента занятости трудоспособного населения. Для сравнения: в 1950 году 40% населения было занято в аграрном секторе, 20% — в промышленном и 12% — в строительном.

Климат этой местности — типичный средиземноморский, отличающийся теплой сухой зимой, дождливыми осенью и весной, а также жарким летом. Осенние дожди чаще всего носят характер проливных.

Праздник Лас Фальяс в Хативе

Праздник Лас Фальяс в Хативе

Наиболее важными праздниками в Хативе считаются: Ферия де Агосто ( Feria de Agosto) — ведет свою историю с 1250, отмечается как королевская привилегия, пожалованная городу королем арагонским Хайме I (Jaime I). Программа включает в себя бои быков, состязание в стрельбе и другие социально-культурные мероприятия. Праздник провозглашен событием, имеющим туристический интерес национального уровня. Корпус Кристи (Corpus Christi) — отмечается процессиями «гигантов и головастиков» (gigantes y cabezudos) и представлениями сцен из Библии. Фальяс (Fallas) — празднуется, как и в большей части Валенсийской провинции, 19 марта в день Святого Иосифа (Сан Хосе — San Josе). Этот же день отмечается и как День отца (Día del padre). Святая Пасхальная неделя (Semana Santa) многочисленные процессии, некоторые из них имеют традиции, уходящие в своей истории в XVII век.

Читайте также:

JOIN THE DISCUSSION